Печи, камины

В XIX веке для художественной отделки топки начинает применяться тогда же созданный огнеупорный кирпич. Колосниковая решетка для дров, находящаяся в топке, и решетчатый углесборник до сих пор побуждают кузнецов к разнообразным художественным импровизациям. Назначение этих предметов — обеспечить доступ воздуха к дровам и дать углям полностью прогореть. Большим разнообразием конструкций и отделки отличаются щипцы для перевертывания горящих дров, специальная вилка для ворошения топлива, щетка на длинной ручке и совок для чистки топки, меха для раздувания огня. В XVIII веке в обиход входят кочерга для разбивания горящего угля на мелкие кусочки, ведерки и ящики для угля, которые впоследствии заменяются резными деревянными ящиками и решетками для топлива. В XIX веке с целью защиты деревянного пола комнаты от попадания на него горящих углей начинают устанавливать каминные экраны или специальные сетки, через которые виден огонь.

Смешанные стили, которые пришли вслед за классицизмом, не внесли в историю каминов существенных изменений. Своеобразная революция, коренным образом преобразившая внешний облик очага, произошла только в конце ХIХ — начале ХХ вв., когда наступило время модерна.

Стиль модерн (от французского «новейший», «современный») появился на рубеже XIX–XX веков. Его рождение связано со стремлением дизайнеров уйти от привычных решений и привнести в интерьер новые материалы.

Отличительными чертами каминов этого стиля являются, с одной стороны, использование растительных мотивов при декорировании, с другой — новизна и необычность линий, применение таких материалов, как стекло и железо. Камины в стиле модерн занимают все пространство от пола до потолка, имеют четкую геометрическую форму: прямоугольную, полукруглую или даже комбинированную. Топка в таких каминах обычно поднята над полом.

Пришедший на смену помпезности прошлого деревенский стиль, или кантри, повернул человека к тихой сельской жизни.

Как правило, «деревенские», их ещё называют рустичные камины строят из пористого материала: песчаника или ракушечника. Порталы выполняют Д-образной формы. В центре такого очага находится топка, под ней — ниша для дров. Над топкой располагают деревянную балку внушительного размера, на которой обычно расставляют очаровательные и простые украшения: статуэтки, небольшие часы, подсвечники и так далее. Перед камином размещают банкетки.

Стиль хай-тек в архитектуре (в переводе с английского «high tech» — «высокие технологии») возник в конце XX века в Японии. Сформировался он, опираясь на дизайн промышленных помещений, а уже позднее некоторые элементы индустриальной эстетики перешли в интерьеры жилых зданий.

 

Основные черты стиля хай-тек — максимально функциональное использование пространства, сдержанный декор, смелые стремительные линии, множество металлических, стеклянных и пластиковых деталей.

Одно из самых знаменитых европейских архитектурных сооружений в стиле хай-тек — Центр Помпиду в Париже. Все трубы этого здания расположены с внешней стороны. Каждая из подсистем коммуникации оформлена своим цветом: голубым – кондиционирование, зеленым – водоснабжение, желтым – электросеть, красным – лифты и пожарная безопасность.

История камина в России насчитывает лишь несколько веков, первоначально они появляются в домах богатых бояр, а затем, в эпоху Петра I, камины все чаще устанавливают в интерьерах дворцов. Из-за сурового климата русские относились к каминам скорее как к забаве богатых. Камин в России всегда был определением уровня и социальной значимости хозяина. Наличие камина являлось одной из отличительных привилегий, дарованных Петром русскому дворянству. Затем вышел указ, разрешающий строить камины жителям Немецкой слободы в Москве.

В 1760-е годы в Россию на смену петровскому барокко пришел классицизм. Простота и ясность, гармония и единство, спокойствие и величественность, строгая мужественность и героика определили особенности этого стиля. От дворца до купеческого дома с мансардой — все это было простым и рациональным по планировке, но одновременно включало в себя торжественные и аллегорические элементы декора.

Классицизм аскетичен и точен в деталях. И одновременно пронзительно романтичен. Элементы ордерной системы, лепнина, статуи на пьедесталах — ассоциативный ряд, создающий устойчивый образ богатства и стабильности, будоражил воображение многих поколений художников и архитекторов.

Названия залов и сооружений знаменитых дворцов и усадеб указывают на источники, из которых новый стиль заимствовал формы и мотивы: греческие, итальянские, египетские залы, вестибюли и павильоны имелись не только в Павловске или Останкино. Европейский вкус в поисках идеала и стремлении приобщиться к истокам последовательно осваивал древность, двигаясь от Рима все дальше на Восток и одновременно в глубь веков.

В подражание древним храмам архитекторы все чаще обращались к природному камню, главным образом, мрамору. Им облицовывали стены, из него делали колонны, фризы, порталы. Это увлечение камнем выразилось, в частности, в создании знаменитого мраморного дворца в Петербурге и Агатовых комнат в Царском селе. Развитие геологии в ХVIII веке позволило обнаружить в России богатейшие месторождения полудрагоценных и поделочных камней в горах Урала, способствовало распространению в это время своеобразной культуры камня.

Декоративное единство оформления залов осуществлялось за счет одних и тех же повторяющихся орнаментальных мотивов. Не только порталы каминов, но и верхние части ножек пристенных консолей делали в виде античных герм или колонн классического ордера.

И сегодня, посещая прекрасные дворцы в Петергофе, Кусково, Останкино, Лефортово, мы можем любоваться прекрасными каминами, которые легко уживались с традиционными изразцовыми печами, соседствуя рядом в интерьере, украшая его живым огнем.

В настоящее время функциональная роль камина не велика, однако он не уходит с архитектурной арены, потому что вечен как символ. Камин не только согревает кров, но и подчеркивает незыблемость семейного очага.

 

Литература:

  1. Н.Н Матвиенко Технология печных работ  Москва Издательский центр «Академия»  2010
  2. Шепелев А. М. "Кладка печей своими руками" 1988
  3. 3. Подгородников И. С. "Печи бытовые двухколпаковые" 1992
  4. Бацулин Александр «Классификация печей. современные технологии строительства печей. Как определить качество печи. Советы по самостоятельному сложению печи» журнал «Обустройство и ремонт»
  5. А.Е.Школьник, Русская печь XX века, Наука и жизнь. 1988. №1
  6. «Создаем уют. Камин» издатель «Новый диск»
  7. Евроремонт своими руками. Печи. Составитель Сергей Мастеровой.Москва-Санкт-Петербург «Диля», 2004 г.