Печи, камины

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
А.С.Пушкин, "Зимнее утро"

«Печка кормит, печка греет, печка мать родная»
Русская пословица

Прародителем всех печей на свете можно назвать …простой костер. Именно он был тем «генератором энергии», который обогревал и освещал пещеру наших далеких предков. С течением времени место, оборудованное для костра стало символизировать пространство, используемое человеком для отдыха, приема пищи и сна, то есть то, что через много веков трансформировалось в понятие «дом». Подробнее об истории печи

Человек постепенно эволюционировал и вместе с ним совершенствовался разводимый им костер. В настоящее время существует огромное множество печей различных видов, конструкций и назначений - от традиционных русских печей до каминов в стиле хай-тек.

Я – профессиональный печник и могу сложить для Вас любую печь, ведь данное понятие не ограничивается одной только русской печью, широко известной и любимой многими. Печи для дома бывают разные, словно люди: простые и изысканные, печи для тепла и / или приготовления пищи, банные печи, камины, печи-камины или барбекю для жарки мяса. От Вас требуется лишь четко определить функциональную нагрузку Вашей печи. В этом Вам поможет раздел «Классификация печей», подробнее о камине в разделе «Камин».

Ознакомиться с фотографиями моих работ Вы можете в разделе «Фотогалерея»

Стоимость печных работ, сроки их исполнения и стоимость строительных материалов определяются индивидуально, подробнее в разделе «Стоимость работ».

Для предварительного обсуждения стоимости Вашей печи или камина звоните или пишите, а для того, чтобы разговор был более предметным, просмотрите раздел «Как заказать печь» и заполните заявку.

Александр Шалагин

У Вас есть вопрос к печнику?

Звоните: (+7 8332) 77-50-75

Пишите: pechnik@kamin43.ru

 

 

Посмотреть работы печей и каминов

 

Отопительная печь - пробная топка

 

Камин - пробная топка

 

Классификация печей

Печи бытовые – устройства с огневой топкой, где осуществляется процесс сжигания топлива, энергия которого используется для местного отопления, приготовления пищи, нагрева воды, выпечки хлебобулочных изделий и других бытовых целей. Основные функциональные элементы печи – топка (топливник) и конвективная система.

Основными признаками печей считают функциональное назначение, конструктивное исполнение, эксплуатационные характеристики, технологические особенности их сооружения.

В первую очередь следует разделить кирпичные и металлические печи. Мы будем говорить только кирпичных. Металлические печи может быть и хороши в некоторых случаях, но если речь идет о строительстве жилья, то ориентироваться на них не следует. В первую очередь потому, что такое отопление вредно для здоровья. По существующим гигиеническим нормам температура поверхности нагревательных приборов не должна превышать 70°С. Дело в том, что при более высоких температурах происходит пригорание пыли, содержащейся в воздухе, с выделением вредных веществ. Наверное многим приходилось чувствовать в помещениях с буржуйками запах "горелого металла", или, по крайней мере, слышать выражение "печь выжигает кислород". Этот самый неприятный запах и есть продукты сухой перегонки пыли. Сейчас почему-то об этом забыли, хотя еще в конце 19 - начале 20 века этот вопрос был выяснен [1,2]. Тогда, как и сейчас, в моду стали входить заморские металлические печки. Красивое литье, никелированные ручки, изящные ножки... Давайте более прислушиваться к отечественному опыту, ведь именно в нашей стране самые богатые традиции печного дела. Печи можно классифицировать в зависимости от выполняемых ими функций.

Отопительные печи - предназначены только для отопления помещений, кпд таких печей – 80 -85%. К ним относится «голландка» - небольшая прямоугольная отопительная печь.

Отопительно-варочные печи - печи, которые кроме отопления предназначены еще для варки пищи, выпечки хлеба в небольших количествах и нагревания воды. Поэтому печи такого типа имеют кухонные плиты, духовые шкафы и водогрейные коробки. Печи, предназначенные для выпечки хлеба, имеют специальные камеры. К ним. относятся русские печи, кухонные плиты с обогревательными щитками, печи типа «Шведка». КПД таких печей – 60-80%.

Специальные печи – к ним относят сушильные печи, печи-прачки, различные виды печей с котлами,  печи для отопления теплиц и парников и др.

Банные печи – это тоже печи специального назначения. Подробнее о банных печах в разделе «Банные печи». Кратко можно сказать, что настоящая банная печь для русской (так сказать классической) парной должна создавать температуру в парилке 60-80 °С. Камни должны находится внутри печи, за дверкой, и раскалятся докрасна. Для этого их нагрев должен быть прямым (то есть пламя проходит через камни). Банная печь работает в условиях повышенных тепловых нагрузок, поэтому представляет собой сложное и дорогое изделие.

В отдельный самостоятельный тип можно выделить:

Камины – относятся к отопительным печам. Как следует из определения, камин – это открытая комнатная печь с прямым дымоходом, согревающая комнаты непосредственно пламенем горящего в ней топлива. Подробнее о каминах…

Отдельно можно сказать о комбинированных системах. Печь с камином - это камин встроенный или пристроенный к печи. В такой конструкции две топки - печная и, собственно, камин. Каминопечь - имеет одну топку с топочной дверкой увеличенного размера со стеклом. Система задвижек позволяет направлять газы либо в систему дымооборотов, либо прямо в трубу. В режиме печи топочная дверка закрыта, а дым направляется в каналы печи. Если вы хотите полюбоваться открытым огнем, то открываете задвижку прямого хода и топочную дверку. Печь работает как камин. К достоинствам такой схемы можно отнести возможность изготовления небольшого по размеру изделия.

Многофункциональные очаги – различные уличные печные комплексы, в состав которых, помимо традиционного мангала, могут входить встроенный казан, русская печь, коптильня горячего и холодного копчения, разделочный стол, мойка и т.д. Подробнее об этом в разделе «Барбекю».

По форме в плане печи подразделяются на угловые, прямоугольные, квадратные, круглые и многоугольные.

По этажности различают одно- и многоэтажные печи. В многоэтажных печах массив их проходит через несколько этажей здания. Топливник общий, он расположен в нижнем этаже.

По характеру отделки наружной поверхности — оштукатуренные, облицованные изразцами или различными цветными глазурованными плитками, в стальных футлярах. Иногда наружную поверхность печей выполняют декоративной, т. е. не отделывают, а расшивают — наносят расположение линий швов кирпичной кладки с помощью расшивки.

Говорить о печах можно бесконечно долго, в итоге выбор той или иной модели печи зависит от Вас и Ваших предпочтений.

 

Литература:

Александр Бацулин «Классификация печей. современные технологии строительства печей. Как определить качество печи. Советы по самостоятельному сложению печи» журнал «Обустройство и ремонт»

Шепелев А. М. "Кладка печей своими руками" 1988

Подгородников И. С. "Печи бытовые двухколпаковые" 1992

Н. Н. МАТВИЕНКО     ТЕХНОЛОГИЯ ПЕЧНЫХ РАБОТ Москва Издательский центр «Академия»  2010

Из истории печи

Печь – традиционное отопительное устройство, безраздельно применявшееся на протяжении тысячелетий. Знания и опыт в искусстве сооружения печей многие столетия оставались мерилом зрелости и талантливости народа. Особенно почитались печных дел мастера у тех народов, чья жизнь протекала в суровых климатических условиях. Только благодаря незатухающему очагу – прообразу будущей печи, – пещерный человек сумел вступить в единоборство с природой, перестал кочевать вслед за уходящим летом. Этот очаг, или, говоря современным языком, камин открытого огня, стал основой культуры быта древних людей.

Проходили тысячелетия. Человечество постигало тайны строительства сложнейших сооружений, некоторые из которых составили список чудес света. Но техника отопления долгие века оставалась на уровне костра: стоило пропустить момент, когда пора подбрасывать дрова, и в жилище проникала стужа. Человек пытался запасти тепло, этим занимались такие умы, как Архимед и Леонардо да Винчи. Сейчас не узнать имен всех изобретателей отопительных систем былых времен, но благодаря археологам нам хорошо известны их дела.

Так, например, удалось выяснить, что в Древнем Риме жилища патрициев обогревались горячим воздухом, циркулировавшим под плитами пола. Не так давно при реконструкции Грановитой палаты Московского Кремля была обнаружена сложная система отопления, действовавшая еще в конце XV века. Благодаря сохранившимся записям в дворцовых книгах можно представить, как работала эта система отопления. Источником тепла служили кирпичные печи, установленные на первом этаже двухэтажных деревянных хором. Трубы печей проходили через помещения верхнего этажа, а для того, чтобы тепло поступало в комнаты, в стволе трубы устанавливали душники – металлические коробки, которые открывали сразу же после окончания топки. Чтобы в трубу не уходил горячий воздух, ее перекрывали на чердаке круглым чугунным клапаном – вьюшкой. Холодный воздух проникал в печь через топочную дверку, омывая дымообороты, он нагревался и поднимался вверх к душникам, чтобы отдать полученное тепло верхним этажам. Трубы, пронизывавшие постройки, украшали росписью или причудливыми изразцами.

Хоромные печи с насадными трубами – прообраз централизованных систем воздушного отопления наших дней. В то время они не могли найти широкого применения – уж очень дорог был кирпич. Кроме того, народу нужны были печи, которые служили бы не только для отопления, но и для приготовления пищи, сушки продуктов впрок.

Интересно, кстати, что материал, из которого изготавливали печи, менялся вместе с «географией» применения печи: например, на севере печи традиционно делали из кирпича, а на юге, например, в теплой Италии, - чаще из металла. Это можно объяснить тем, что на юге печи больше использовались для приготовления еды, а для согревания жилища достаточно было и открытого огня, отсюда и популярность каминов в Европе. В северном же, холодном климате люди больше нуждались в закрытых печах, которые должны были удерживать тепло долгими зимними ночами.

Прообразом кирпичной русской печи стал глинобитный курной очаг, который широко применялся в древнерусских домах. Глинобитный курной очаг устанавливался на деревянных венцах. Такие печи отапливали дома наших предков более пяти столетий.

Сначала курные печи не имели дымовых труб и топились, как говорили в народе, «по-черному». Есть несколько выражений, определяющих способ топки печи: «по-черному», если дым выходит в помещение, «по-серому», если дым выпускается на чердак, откуда газы постепенно уходят через слуховые окна и неплотности кровли, и, наконец, «по-белому», если все продукты сгорания топлива уходят в печную трубу.

Курные печи у древних русичей зачастую были единственным средством отопления и приготовления пищи. Свое название такая печь получила из-за того, что она постоянно дымила («курилась»), и большой огонь в ней нельзя было развести без риска пожара. Дым заполнял все помещение и выходил наружу через верхний притвор приоткрытых входных дверей. Через порог этих дверей в дом поступал холодный воздух. Так продолжалось почти до середины XV века, когда в стенах стали делать небольшие отверстия для выхода дыма. После топки печи эти отверстия заволакивали – закрывали деревянными заслонками, поэтому вскоре их стали называть волоковыми окнами.

Поскольку от курных печей часто происходили пожары, в 1571 году был издан приказ «царева и великого князя диаков», запрещающий топить печи в избах «с весны до самой стужи». Готовить пищу, печь хлеб и калачи предписывалось в надворных русских печах.

В известном «Домострое» (свод житейских правил и наставлений XVI века), можно найти такие строки: «А в избах всегда печи просматривать внутри печи и ина печи, и по сторонам и щели замазывать глиною…А на печи бы всегда было бы чисто и сметено…ино вода наперед припасена б была, пожарной ради притчи…».

От древней курной печи произошла и хорошо известная русская печь.

Исследователь В.И. Плужников в книге «Термины российского архитектурного наследия приводит такое определение русской печи: «Русская печь – наиболее распространенный в русском крестьянском строительстве тип печи, для которой характерны: отсутствие дымомоборотов, наличие больших полостей, позволяющих использовать их для выпечки хлеба и для мытья, а также наличие широкой лежанки наверху».

Интересно, кстати, что печь, по конструкции подобная «русской», была найдена при раскопках древнего города Помпеи, а, судя по фрескам на пирамидах, такая же печь существовала даже в Древнем Египте.

«В наследство» от курной печи русская печь приобрела и сохранила до наших дней свою основную особенность - туннелеобразную сводчатую варочную камеру – горнило, которое разогревается до 200°C. Пекари знают, что это как раз та температура, которая требуется для выпечки хлеба. Специалисты по русской кухне добавят, что разогретое горнило часами хранит тепло, а значит, в нем можно томить молоко, варить рассыпчатые каши, готовить жаркое. Вкус пищи, приготовленной в печи, не забывается, тут русская печь вне конкуренции по сравнению с другими очагами. Имелась для русской печи и своя утварь.

 

В деревенском доме на Руси такая печь занимала едва ли не треть избы, и с ней был связан весь домашний быт крестьянской семьи. Печь обогревала дом, в ней готовили пищу, на ней спали, сушили одежду, зерно, различные продукты, наконец, она порой заменяла и баню.

Добротному устройству печи всегда уделялось большое внимание, ее формы совершенствовались, приобретали отточенность, становились предельно простыми, удобными и по-своему красивыми.

Первые конструкции русских печей были глинобитными, промятую глину иногда армировали соломенной сечкой. Процесс набивки печей глиняной массой был сложен, его доверяли только опытным мастерам, поэтому нередко горнило возводили на срубе из бревен. На опалубку набивали свод и, не вынимая ее, поднимали стены. Конструкция сохла несколько дней, а потом се обжигали несколько недель на малом огне.

Казалось бы, такие печи, которые топили чаще всего «по-черному» или в лучшем случае и «по-серому», неизбежно должны были загрязнять стены помещения. Однако, наши предки умели так протопить печь, что, дрова сгорали полностью, а копоть оседала лишь вокруг «верхника» или у волокового оконца. Секрет в том, что печь топили дровами лиственных пород: поленья располагали так, чтобы они свободно омывались свежим воздухом, а для того, чтобы избавиться от копоти, сверху клали поленья из осины.

В конце XV века конструкции печей немного усовершенствовались: глину все чаще стал заменять обожженный кирпич, а для отвода дыма над крышами домов стали устанавливать «дымники» - то есть дымовые трубы. Путь дыма из печи лежал через жилое помещение на чердак, а оттуда в дымник. Система дымоотвода быстро совершенствовалась, и вскоре место дымника заняла труба из теса, которую стали размещать у самого верхника. Наконец, на исходе века печники Московии и Ярославля изобрели новый способ отвода дымовых газов. Над устьем горнила появился колпак-дымосборник. Функции его разнообразны, поэтому можно слышать разные названия: чело – верхняя часть фасада печи, щиток – защита помещения от дыма, перетрубье – участок газохода перед трубой. Дымник опустился до самого чела, а его верхней части, возвышающейся над крышей, стали придавать затейливую форму. Новые дымники во много крат усилили тягу, улучшили горение, но именно они стали причиной частых пожаров. Требовалась безопасная кирпичная труба, но она в то время была по карману лишь вельможным дворянам. Впоследствии и саму русскую печь с кирпичной трубой, которая устанавливалась непосредственно на её корпусе, стали называть «белой». Универсальность и простота конструкции, большая теплоемкость, многофункциональность – все это ставило русскую печь вне конкуренции среди отопительных приборов

Своеобразную модификацию русской печи разработали русские городские умельцы. В городской печи хлеб не пекли, а потому и стенки ее выкладывались в полкирпича, уменьшилась ширина и длина печи, стал ниже под. Одна печь, как правило, отапливала сразу две комнаты. Топливо загружали со стороны сеней или кухни, а сторона, обращенная в горницу, богато оформлялась.

Но все же, несмотря на популярность русской печи, считалось, что печи, которые топят при открытом устье, имеют небольшой кпд: 30...35%. Чтобы выяснить фактическую эффективность русской печи, были проведены специальные испытания. Результаты оказались ошеломляющими – даже русская печь традиционной конструкции показала кпд, равный 68%,то есть сопоставимый с кпд современной твердо-топливной ТЭЦ. А в русской печи с нижним прогревом эффективность использования топлива достигает 80%!

Чем же объясняется такая хорошая работа русских печей? Еще в курных печах свод и под устраивали с небольшим подъемом от заслонки к тылу варочной камеры. Горячие газы медленно перемещаются от тыльной стенки горнила к его устью, настилаясь на свод. Благодаря этому горнило хорошо прогревается, а отходящие газы, напротив, в достаточной степени остывают.

Существенный сдвиг в печном деле произошел в Петровскую эпоху: ускорилось расширение существующих и создание новых кирпичных заводов. А в 1718 году был издан указ Петра I, запрещавший строить в Петербурге дома с курными печами и деревянными трубами. Через несколько лет этот указ распространился и на Москву. Были изданы обязательные правила кладки наиболее важных элементов печей, начало развиваться производство печных отделочных материалов. Традиционные рельефные печные изразцы заменили гладкие, расписные, голландского образца. (Кстати, именно поэтому и появилось название «голландская печь», или «голландка», которое, строго говоря, неправильно было бы применять к отечественным толстостенным печам.)

Как следует из документальных источников, в XVIII и в начале XIX века русское печное искусство занимало ключевые позиции в Европе. Типы русских печей были распространены в Германии, Франции, Англии и других странах Западной Европы. Долгие годы основным недостатком конструкции печи было её дымление при топке.

Несколько столетий назад была изобретена простейшая прямоточная печь, которая, тем не менее, стала настоящим открытием, большим шагом вперед. Печной дым теперь не попадал в помещение, а выходил на улицу через трубу: воздух поступал в поддувало печи, проходил через колосник с горящими дровами и поднимался вверх в трубу.

Прямоточные печи применяются до сих пор, несмотря на их существенные недостатки: вместе с дымом в трубу уходит значительная часть тепла, к тому же из трубы часто вырываются искры и пламя. Печью такой конструкции можно согреть помещение, однако она имеет самый низкий КПД.

Конструкция русской печи совершенствуется до сих пор. Хороший печник знает до десятка различных конструкций русской печи: обыкновенную и с верхним прогревом, с печурками в стенах, с плитой в шестке и с подтопком вдоль одной из стен, с нижним прогревом и с камином в подпечье. Русская печь, благодаря своим удивительным качествам, по-прежнему популярна, но, к сожалению, богатые традиции потомственных умельцев-печников, передававших секреты своего мастерства из поколения в поколение, постепенно утрачиваются.

История не сохранила имен всех мастеров, которые вложили свое старание и душу в создание и усовершенствование этих удивительных отопительных «приборов», но некоторые из них все же дошли до наших дней. Из выдающихся русских печников прошлых веков известны Мартын Васильев, Ермолай Иванов, Иван Степанов.

Первоначально, примерно до середины XVIII века, техника печного отопления развивалась и совершенствовалась исключительно на основе многовековой практики народных умельцев, но со временем на помощь им пришла и наука, проанализировавшая созданное за века и наметившая пути прогресса в технике отопления.

Основы конструирования печей и систем печного отопления были заложены русским архитектором Н.А. Львовым (1751 -1804). Второе рождение русской печи связано с творчеством основоположника отечественной отопительной техники И.И. Свиязева. Он дополнил ее верхними дымооборотами, колосниковая решетка позволила использовать для топки уголь и торф. Так была изобретена канальная печь, или печь с оборотами. Однако оставался еще один серьезный недостаток – плохо прогревалось подпечье.

В 1927 г. Наркомзем СССР объявил всесоюзный конкурс на проект русской печи улучшенной конструкции. Первые призовые места заняли печь, разработанная во Всесоюзном теплотехническом институте имени Дзержинского, а также печь конструкции Грум-Гржимайло и И.С. Подгородникова. Последний серьезный недостаток был устранен.

Русская печь конструкции И.С. Подгородникова впоследствии нашла широкое рапространение.

 

 

Ее особенности – плита, расположенная в шестке, топливник для топки углем, водогрейная коробка. Подпечье хорошо прогревается, а значит, в помещении, где стоит такая печь, нет холодных потоков воздуха над полом. В таких помещениях люди меньше болеют простудными заболеваниями.

В первой трети XX века появился и еще один тип печей – колпаковые печи. Сначала они использовались только в металлургической промышленности. Принцип работы такой печи следующий: горячий дым, поднимаясь, заполняет замкнутый сверху колпак, а потом, остывая, опускается, вытесненный поднимающимся горячим дымом. Внизу колпака располагаются так называемые подвертки, через которые дым попадает в трубу или во второй колпак, находящийся над первым. В середине XX столетия колпаковые печи были приспособлены для бытовых нужд.

В развитии и совершенствовании печного дела принимали участие выдающиеся отечественные ученые, профессоры и инженеры: В.М. Чаплин, В.Е. Грум-Гржимайло, Б.М. Аше, И.Ф. Ливчак, И.И. Ковалевский, И.С. Подгородников, В.М. Колеватов..

В последнее время большой вклад в возрождение и развитие печного дела внесли Кузнецов Игорь Викторович, Школьник Алексей  Ефимович,, Миркис Семен Михайлович, Гильдии печников Москвы, Карелии и С.-Петербурга. Надо отметить, что инженерно-техническая интеллигенция Москвы и С.-Петербурга  (Союзы, Ассоциации, СРО, Гильдии)  сейчас выступает с законодательной инициативой по усовершенствованию технических регламентов, СНиПов и  отраслевых стандартов по печному делу, так как появляются новые материалы, и мировая практика диктует новые технические регламенты по строительству печей и каминов. Национальная Лига мастеров печного дела совместно с СРО «Пожсоюз» разрабатывают  нормативы на материалы  и средства огнезащиты. Они проводят  идентификацию материалов методами термического анализа. Русская Школа мастеров совместно с Московской Палатой ремесел  проводит профессиональную подготовку высококвалифицированных специалистов по печному делу.

В Новой России, начиная,  с XXI века  сместились акценты и приоритеты.  Применявшиеся в прошлом столетии  громоздкие толстостенные печи с многочисленными дымоходами уступили место печам более экономичным и малогабаритным. Инженерами и теплотехниками проводились опыты по изучению тепловых процессов, происходящих в печах, изыскивались новые строительные материалы для сооружения печей, совершенствовались способы их возведения. Конструкции печей постепенно улучшались.

В институтах Государственного комитета архитектуры разработано новое поколение русских печей. Компактные, оформленные в соответствии с требованиями современного дизайна, печи прекрасно вписываются в интерьер современного дома.

Использованы материалы статьи А.Е.ШКОЛЬНИК, кандидата  технических наук, Наука и жизнь. 1988. №1, 13 апреля 2003 года

 

 

«Камин – это маленький домашний театрик, на сцене которого вот уже многие тысячи лет исполняется одна и та же завораживающая пьеса. Танец Огня. А настоящий театр просто обязан блистать во всем великолепии».

журнал «Material»

 

Рассказывая о печах, нельзя обойти вниманием и камины, которые сегодня всё чаще пользуются  популярностью у владельцев загородных домов. Интересно, что камин, являясь по сути «ближайшим родственником» костра и простейшей разновидностью домашнего очага, чаще всего служит не столько «отопительным» прибором, сколько оригинальным элементом внутреннего убранства жилища. Открытый огонь очень привлекателен и украшает интерьер, особенно по вечерам, когда с помощью камина можно создать в доме поистине изысканную и очень уютную атмосферу.

Камином обычно называют открытую нишу для открытого сжигания топлива, которая оформляется в виде полукруглого или прямоугольного портала, частично огражденного стенками. Портал, топливник (топка) и дымоход (труба, по которой выходит дым) – это главные составляющие любого камина.

Красивый портал в первую очередь привлекает внимание к камину. Некоторые дизайнеры утверждают, что выбор каминного портала – это целая философия, и по тому, в каком стиле оформлен в доме камин, можно определить вкусы, характер, темперамент хозяина дома.

В старинных каминах топка делалась открытой (подробнее из истории камина…); современные же модели каминов оснащаются закрытой топкой. Это металлический (стальной или чугунный) ящик с одной или несколькими стеклянными стенками. В ящике имеется открывающаяся дверца, отверстие для выхода дыма и регулятор скорости и силы горения (регулятор подачи воздуха). Современная топка сочетает в себе красоту и полезность: стеклянные стенки топки позволяют любоваться огнем, а продуманная конструкция превращает её в отличный отопительный прибор.

Камин может быть как закрытым, встроенным в капитальную стену, так и полуоткрытым, пристроенным к стене, или открытым (свободно стоящим). Пространство для топки и дымоход закрытого камина располагают в массиве стены, такой камин удобен тем, что его конструкция практически не занимает полезной площади помещения. Дымоходы полуоткрытых каминов могут быть устроены как внутри стены, так и пристроены к ней.

Наибольшего пространства для размещения требуют открытые камины. Они устанавливаются в середине помещения, распространяя тепло во все стороны. Открытые камины очень красивы и эффективны в эксплуатации, однако требуют соблюдения дополнительных мер пожарной безопасности.

КПД открытого камина невысок -10-40%. Большая часть тепла просто уходит вместе с воздухом, попадающим в открытый проем камина, поэтому использовать камин при необходимости постоянного обогрева помещения нецелесообразно: камин нужно постоянно топить, а это требует большого количества топлива. С другой стороны, камин достаточно быстро растапливается, поэтому он удобен для отопления помещений, которые используются лишь время от времени.

Усовершенствование каминов, повышение КПД, приблизило их конструкции к печам. В отдельную категорию выделились печи-камины -комбинация бытовой печи и камина. Печи-камины соединяют в себе достоинства печи (удержание тепла и высокий КПД за счет наличия дымооборотов) и камина (быстрый прогрев помещения и его хорошая вентиляция за счет наличия открытой топки). Отопительные системы типа печь-камин целесообразно устанавливать в садовых и дачных домах. В состав печи-камина может входить: отопительная печь (для обогрева помещений); небольшая плита (позволяет во время топки печи использовать огонь для подогрева воды и пищи); духовка (для сушки фруктов, грибов и хранения подогретой пищи) и, конечно, камин, который, обладая быстрой отдачей лучистого тепла, хорошо вентилирует отапливаемое помещение и создает дополнительный комфорт в ненастную погоду.

Камины строят из различных материалов: кирпича, керамики, природного камня (мрамора, гранита), из бетона и металла. Облицовку камина выбирают в соответствии со стилем помещения. Камины облицовывают мрамором, гранитом, изразцами и керамическими плитками или просто оштукатуривают, окрашивают сплошь водорастворимыми красками ил раскрашивают только швы либо отдельные кирпичи.

Из истории камина

Первые «камины» («caminus» в переводе с латинского значит «открытый очаг») появились в Древнем Риме. Их порталы вырубались в стенах со ступенчатыми косяками и отличались простотой и скромностью. Для обогрева нескольких помещений одновременно в Древнем Риме были разработаны отопительные каналы, которые находились под окнами и подавали в дома горячий воздух. Такие системы применялись в банях (термах) и на виллах.

Один из самых авторитетных зодчих эпохи Возрождения — Андрео Палладио в своем знаменитом трактате об архитектуре, опирающемся на традиции античности, описывал римские камины: "Древние имели обыкновение нагревать свои комнаты следующим образом. Строились на середине камины с колоннами, поддерживающими архитравы, над которыми высилась пирамида, куда уходил дым". То есть, в Древнем Риме камин представлял собой самостоятельную конструкцию с балками, поддерживающими трубу, но не связанными со стенами дома.

Намного позднее камин переместился к одной из стен, и лишь следующим шагом в его развитии стало слияние топки и дымохода со стеной.

Несмотря на скромность облицовки, камин в те времена играл сакральную роль (оберегал от злых духов, поддерживал жизнь человека), и роль хранительницы очага была необычайно важна и значима. Разрушение врагом места для огня в доме было равносильно осквернению святыни.

В раннем Средневековье камины строили из тесаного камня.

Но использовали их, как и в первобытные времена, не для украшения дома, а для отопления жилища и приготовления пищи. В Средние века в комнатах, в которых располагались камины, могли находиться исключительно женщины. Но со временем драгоценное тепло стало доступно всем.

В XII веке камины становятся более декоративными, в феодальных замках для них создаются целые помещения — каминные залы, наиболее любимые хозяевами и их гостями. Именно здесь хранятся военные и охотничьи доспехи, оружие, гобелены, стяги и другие средневековые знаки важности. От слова «камин», произошло привычное нам слово «комната» — отапливаемое помещение.

В это время камины отличались большими размерами, так что рыцари-паломники могли целиком изжарить в них быка. Во французском городе Пуатье в замке герцога Беррийского можно полюбоваться тройным камином во всю торцевую стену. В каждое из трех его отделений мог бы уместиться небольшой двухэтажный дом. Очаг украшен галереей с ажурной балюстрадой, тремя причудливыми арками, каменным готическим кружевом.

Однако в большинстве средневековых домов камины были скромнее по размерам. Их обычно встраивали в стену, а дымовая труба опускалась над очагом шатровым навесом, который опирался на консоли или резные столбики. Навес по возможности украшали: штукатурили, белили, расписывали.

Каменные и кафельные печи стали появляться в богатых домах, начиная с XIV века. С отопительной задачей такие печи справлялись лучше каминов, потому что печи обогревают помещение не прямым излучением от огня, а накапливают тепло всей своей массой и постепенно отдают его вследствие конвекции.

В эпоху Возрождения художники-оформители заинтересовались каминами всерьез. Их стали облицовывать гранитом и мрамором, украшать колоннами, флорентийской мозаикой, изразцами, резными фигурами. Большую популярность приобрели камины «Машероне» — в виде человеческого лица с широко открытым ртом.

Увеличились размеры дымосборника и площадь камина вдоль стены, появились резные украшения над каминными досками.

При Людовике XIV в Европе процветает стиль барокко. Стиль барокко получил свое название от итальянского слова «барокко», что означает «раковина вычурной формы». Порталы каминов барочного стиля украшали мозаикой, витиеватыми изображениями вьющихся растений: розы, виноградной лозы. Кроме того, камины приобрели вычурные крученые колонны и пухлые балясины. На каминную полку ставили подсвечники и часы, украшенные причудливыми завитками, предметы оригинальной формы.. Низ и верх камина оформляются карнизом или цоколем, который соответствует пышному убранству всей комнаты.

Рококо пришел на смену барокко в середине XVII века, позаимствовав у своего предшественника страсть к роскоши и изяществу. Однако новый стиль оказался не таким «тяжеловесным», как прежний.

В моду вошли невысокие камины, украшенные легкими панелями и деликатными карнизами. Над такими очагами обычно вешали большое зеркало в роскошной раме.

Кроме того, на каминных полках стали расставлять изысканные безделушки: фарфоровые вазы в китайском стиле, фигурки пастушек, дам и кавалеров, канделябры и так далее.

Классицизм, или «стиль Людовика XVI», пришедший на смену барокко и рококо, отразил усталость от вычурности и манерности прежних направлений. Этот стиль стал популярен в середине XVIII века сначала во Франции, а затем и во всей Европе.

Классицизм во всех сферах искусства обратился к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Связано это было с тем, что именно на период становления этого стиля пришлись первые археологические раскопки, подарившие миру эстетику Древней Греции и Древнего Рима.

В формах предметов интерьера, в том числе и каминов, начала господствовать ясность форм и гармоничность пропорций, спокойное равновесие частей. Чувство меры преобладает во всем. На каминах теперь изображаются военные эмблемы, древние орнаменты, но украшения носят лаконичный характер. Портал обрамляется колоннами и несущими скульптурами, на карнизе ставятся часы, статуэтки, вазы. Над камином помещаются зеркала, отражающие неброское богатство интерьеров.

Стиль ампир («empire» в переводе с французского – «империя») зародился он во Франции XIX века в эпоху правления императора Наполеона Бонапарта.

По сути, стиль ампир — это все тот же классицизм с его спокойной уравновешенностью частей и симметрией, но более строгий и одновременно с этим необычайно торжественный, помпезный, даже театральный. Монументальные формы, затянутые драпировками стены, тумбочки в форме постаментов, большие зеркала, украшенные бронзой, римская военная атрибутика (доспехи, щиты, мечи, венки, геральдические орлы) — все это «императорский» стиль.

Для отделки каминов в стиле ампир чаще всего использовали черный мрамор. Украшали очаги элементами классической архитектуры: торжественными колоннами и пилястрами, внушительными карнизами.

Продолжение...